Джованни Лоренцо 1598-1680
Бернини появился на свет 7.12.1598 года в Неаполе. Будущее мальчика было предрешено - его отец был творческой личностью, занимался скульптурой и созданием художественных полотен. Когда Джованни Лоренцо было 7 лет, семья поменяла место жительства. Новым домом Бернини стал Рим.

Фасад и реконструкция церкви Санта Бибиана,  Рим, Италия (1624 - 1626 гг.)Фасад и реконструкция церкви Санта Бибиана, Рим, Италия (1624 - 1626 гг.)

 


Раскрытию таланта юного Джованни Лоренцо способствовали уроки отца. Больше всего юношу впечатлили полотна художников болонской школы и скульптурные шедевры эпохи поздней античности. Достаточно быстро он стал известен при дворе Папы и даже был награжден титулом кавалера. Уже по первым работам Бернини можно было судить о грандиозном даровании автора. Удивительно, насколько реалистичными выглядят его скульптурные работы из мрамора. Кажется, что мастер имел дело не с камнем, а с воском. Он лепил из мрамора, будто из пластилина.

Внутреннее убранство базилики Святого Петра - алтарь с балдахином,  Рим, Италия (1624 - 1633 гг.)Внутреннее убранство базилики Святого Петра - алтарь с балдахином, Рим, Италия (1624 - 1633 гг.)


Особой любовью пользовался Джованни Лоренцо у ватиканских пап Урбана Восьмого и Александра Седьмого. Неудивительно, что именно ему доверили работу над зданием собора Святого Петра. По задумке автора, над алтарем появился солидный балдахин из бронзы. В одной из ниш была установлена гробница для папы Урбана. Она стала ярким образчиком продолжения соответствующих традиций Ренессанса.

Палаццо Ludovisi (теперь Палаццо Montecitorio Дворец Монтечиторио), (достроено и изменено арх. Карло Фонтана),  Рим, Италия (1623 - 1650 гг.)Палаццо Ludovisi (теперь Палаццо Montecitorio Дворец Монтечиторио), (достроено и изменено арх. Карло Фонтана), Рим, Италия (1623 - 1650 гг.)


Однако архитектор творил не только для пап. Вне стен ватиканского двора мастер создал скульптуру Св. Терезы, которая стала одной из визитных карточек Бернини, разрабатывал проекты для здания Лувра (не были утверждены французским королем).
 

"Ватиканский форум", площадь перед собором Св. Петра,  Рим, Италия (1656 - 1665 гг.)"Ватиканский форум", площадь перед собором Св. Петра, Рим, Италия (1656 - 1665 гг.)


В творчестве Джованни Лоренцо удивительно сочеталась пропаганда католической церкви и гуманистические идеалы Ренессанса. То есть налицо демонстрация нескончаемых возможностей человеческого гения. Это касается и скульптуры, и архитектурных работ. Бернини приложил руку к появлению в Риме помпезных фонтанов Тритона на Пьяцца Барберини, Ватиканского форума, храма Святого Андрея аль Квиринале, главной лестницы дворца в Ватикане.
 

Церковь San Tommaso da Villanova, Кастель Гандольфо, Италия  (1658 - 1661 гг.)Церковь San Tommaso da Villanova, Кастель Гандольфо, Италия (1658 - 1661 гг.)


Не многие знают, но Бернини обладал навыками инженера сцены и мог создавать зрелищные для тех времен спецэффекты. Он сконструировал несколько механических приспособлений, которые позволяли воплощать креативный художественный замысел.

Бернини умер в 1680 году. Одной из последних работ стала гравюра с Распятием, которое высится над лужами крови, вытекшей из ран Иисуса. Образ был написан для собственной спальни гения Ренессанса.