Йозеф Ольбрих
Йозеф Ольбрих родился в Опаве (Моравия) 22 ноября 1867г. Окончил Государственную ремесленную школу в Вене (1882-86). Одним из учителей Й. Ольбриха был Камилло Зитте - известный градостроитель и теоретик архитектуры. После 4 лет практики в своем родном городе вернулся в Вену. Здесь Ольбрих окончил Академию изящных искусств (1890-93) под руководством Отто Вагнера. За свой дипломный проект "Театр в формах необарокко" Йозеф Ольбрих получил Римскую премию и был направлен на год в Италию (1893). В 1894 он вернулся и стал помощником в фирме Отто Вагнера и его приемным сыном. Под руководством Вагнера много проектирует, в том числе несколько станций Городской железной дороги. В том же 1894 году Й. Ольбрих вступил в Ассоциацию венских художников. Один из основателей объединения "Венский Сецессион" (1897). Для Сецессиона в 1597-98 построил здание - первое, известное под его собственным именем. Это выдающееся здание, с одной стороны, вызвало грандиозный скандал, а с другой - привлекло ему множество клиентов. Открыв свою контору в 1898, Ольбрих начал проектировать дома для бизнесменов и людей, близких кругу сецессионистов.
В конце XIX - начале XX в. Йозеф Ольбрих по приглашению герцога Дармштадтского обосновался в Германии, где стал одним из основателей Дармштадтской колонии художников (1899), в которую входили X. Христиансен, Р. Босселт, П. Бюрк, П. Губер, Л. Хабих, П. Беренс, впервые заявившие о себе как о художественном объединении на парижской выставке 1900. В 1901 Дармштадтская колония открылась как выставка. Ее успех закрепил имя Ольбриха в ряду творцов нового стиля. С этим периодом связаны наиболее значительные работы Йозефа Ольбриха, такие как дом Эрнста Людвига (1899-1901), собственный дом, дом артистов и виллы, здание выставки (1899-1901), дома И. и Г. Штад (1901-02) и др.
Тогда же Йозеф Ольбрих по приглашению великой княгини Елизаветы Федоровны принял участие в Московской выставке нового стиля. Его постройкам этого периода свойственны смелость конструктивных решений, сочетание функциональных и декоративных начал; выразительное сопоставление монументальных объемов из камня с легкими формами из стекла.
В архитектурных работах Йозефа Ольбриха периода 1902 - 1904 гг. появляются признаки упадка, зато в этот период Ольбрих начинает создавать предметы декоративного искусства, и весьма успешно.
Новый период творчества Ольбриха приходится на 1905-08, когда он создает наиболее совершенные в архитектоническом отношении работы. В 1914 на выставке в Кельне, уже после своей преждевременной смерти, Ольбрих наряду с П. Беренсом и Г. Ван дер Вельде был назван одним из 12 апостолов современной архитектуры, которые помогли ей вступить в новый век, открыв путь для нового сообщества архитекторов. Сооружениям Ольбриха свойственна ясность и законченность силуэта, оживление больших плоскостей ритмом окон различной конфигурации, использованием полихромии.
Умер Йозеф Ольбрих в Дюссельдорфе 8 августа 1908г.