Осип Иванович (Джузеппе) Бове (1784 – 1834) родился в Санкт-Петербурге в семье итальянского живописца Винченцо Джованни Бове, работавшего в Эрмитаже. Еще в детские годы будущего архитектора его семья переехала в Москву, где прошла вся его последующая жизнь.
В 1802 году Осип Бове стал учеником архитектурной школы при Экспедиции Кремлевского строения, которую возглавлял в те годы Иван Еготов. В 1809 – 1812 годах Бове уже значится в числе архитекторских помощников экспедиции, участвует в работах по реставрации Кремля, ремонту зданий, благоустройству города.
Во время Отечественной войны 1812 года Осип Бове вступает в народное ополчение Московской губернии, а после окончания войны включается в работы по восстановлению города.
В сентябре 1813 года он становится архитектором одного из четырех участков, на которые была разделена территория Москвы. В его ведении находились центральные районы города: Городская, Тверская, Арбатская, Пресненская и Новинская части. В мае 1814 года Бове как «достойнейшему и способнейшему» поручают надзор за строительством административных и общественных зданий Москвы «с тем, чтобы он за всеми казенными, публичными и общественными строениями, строящимися или приводящимися в прежнее или лучшее состояние, имел непосредственный надзор». Также он должен был «заведовать и часть фасадическую за всеми обывательскими строениями, наипаче составляющими значительный капитал». То есть Осип Бове утверждал или готовил лично проекты всех более или менее заметных московских зданий.
В феврале 1816 года совет Академии художеств за представленные проекты и «произведенные им практическим многим строениям» присудил Осипу Бове звание архитектора.
Умер Осип Бове 15 июня 1834 года.
Чем знаменит
Осип Бове определил облик послепожарной Москвы, органично включив древние строения Кремля в городской ландшафт в стиле классицизма, отражающий память об исторической победе русской армии. Бове руководил работами по реконструкции Красной площади, спроектировал ансамбли Александровского сада, Манежа, Театральной площади.
Из ансамблей, созданных Бове вне центра, наиболее значительна Первая градская больница за Калужской заставой (1828–1833). Архитектор также много работал по заказам частных лиц, проектируя дворянские и купеческие особняки. Он сыграл важную роль в создании нового типа жилого дома – городского особняка, который получил широкое распространение в застройке послепожарной Москвы. Также он выработал новый тип купеческого доходного дома двойного назначения – жилого и торгового. Обычно в нижнем этаже располагались торговые лавки, а в одном или двух верхних этажах – жилые квартиры хозяев и те, что сдавались внаем.
О чем надо знать
Именно в ходе работ под руководством Осипа Бове по архитектурному оформлению Театральной площади, улицы Петровка и Александровского сада была окончательно убрана в подземный коллектор река Неглинная. В 1817 – 1818 годах был засыпан грунтом Кузнецкий мост, образовались Трубная площадь и Неглинная улица.
Прямая речь
«Тема патриотизма, прославления родины красной нитью проходит через все творчество Бове. Мы видим ее воплощение и в особняках, украшенных лепниной с горящими факелами, венками и фигурами "Слав", и в изящных рисунках военной арматуры Манежа, и в проектах храма в память победы в войне 1812 г. на Швивой горке и монумента на поле Бородинской битвы. Наиболее яркое выражение эта тема получила в Триумфальных воротах у Тверской заставы, построенных Бове в честь победы над Наполеоном. Над проектом ворот Бове работал в 1826 - 1828 гг., в 1834 г. состоялось их открытие. Бове создал яркий, выразительный образ, олицетворяющий военную мощь, славу и величие России, героизм ее воинов - победителей Наполеона. Однопролетная белокаменная арка с шестью парами коринфских колонн, отлитых из чугуна, была увенчана скульптурной группой "Славы" на колеснице, которая как бы встречала подъезжающих к Москве по Петербургской дороге. Аллегорические женские фигуры над колоннами "Храбрость", "Твердость" и др. олицетворяли Победу. Между колоннами были установлены фигуры воинов с копьями, в древнерусских кольчугах и шлемах. Прекрасные барельефы над ними были посвящены изгнанию французов. Авторы скульптур - известные скульпторы И. П. Витали и И. Т. Тимофеев, которые работали в тесном содружестве с Бове и выполнили большинство работ по его рисункам. Чувство масштаба, совершенство форм, органический синтез архитектуры и скульптуры сделали это сооружение памятником героической Москве, торжествующей победу над Наполеоном. Постройка Триумфальных ворот с павильонами-кордегардиями и реконструкция прилегающей местности привели к образованию прекрасного ансамбля при въезде в древнюю столицу (ворота были разобраны в 1936 г. при реконструкции улицы Горького, восстановлены в 1968 г. на площади Победы на Кутузовском проспекте)».
Автор Зинаида Покровская