Адольф Лоос
Адольф Лоос был рожден 10.12.1870 в городе Брюнн (теперь он называется Брно), мать его имела дворянское происхождение, отец владел лавкой, занимающейся резкой камня.
В 1889-ый год он прошел службу в армии, после чего перебрался в Вену. В 1890 году он начал учебу в Дрезденском Техническом институте, где стал заниматься архитектурой под руководством архитектора Вейсбаха. В 1893 году он завершает обучение в институте. Тогда же он не без труда получает согласие матери на отъезд в Северную Америку, к родственнику, который занимался ремонтом часов.
Лоос в 1896 году возвращается в Австрию и начинает жить в Вене. В этом время идет противостояние архитекторов модернистов под руководством Отто Вагнера с архитекторами-консерваторами. Он вступает в борьбу, выступая против обоих архитектурных общин. Лоос в то время относился к поколению архитекторов, которые были намного моложе Вагнера. Он лучше Вагнера осознавал, как функционирует архитектура современности, хорошо усвоив опыт американского строительства. Лоос довольно рано приобрел способность понимать на практике, каким является скрытый смысл изменений в архитектурных формах. С 1903 года он стал членом местного архитектурного соообщества "Венские мастерские". Однако в их рядах главенствовало течение "декоративизм", к которому Лоос относился отрицательно, что вызвало его скорый выход из этого объединения.
До войны он занимался, в основном, интерьерами личных квартир и деловых офисов. В 1910-ом году он начинает проектировать здания и строит большой многоквартирный дом. За 35 лет Адольфом Лоосом было создано больше 50 интерьеров жилых помещений в домах, квартиры в которых сдавались в аренду. И уже в первых созданных им интерьерах он руководствовался принципом, исключающим орнаментальность. Он всегда в дальнейшем следовал ему в сових работах и аргументировано защищал в своих речах и статьях. Именно тогда были воплощены его следующие работы: личная квартира в Вене, квартиры Леопольда Лангера и Гуго Габерфельда.
В квартире Лангера, отличавшейся скромностью, он сделал интерьер столовой. В нем он предусмотрел возможность пользоваться одними и теми же помещениями по-разному, что он многократно наблюдал в США. Согласно его проекту, столовая единовременно была и кабинетом, состоящим из двух связанных комнат. До самого конца 1920-х гг. Лоос разрабатывает интерьеры квартир только для тех домов, которые строятся по его личным проектам. Специальные проекты интерьеров вновь появляются в его творчестве в последние годы его жизни. Среди интерьеров, сделанных им в завершабщие его творчество годы, наиболее интересны квартиры Гирша, Ганса и Бруймелей, которые были разработаны Лоосом в 1929-30-ых гг. Эти квартиры находятся в Чехословакии в городе Пльзен. Поздние его интерьеры уже сделаны в стиле рационализма. Их них исчезают детали, используемые им ранее в чисто в декоративных целях.
Что касается общественных интерьеров, то самый ранний такой интерьер, созданный Лоосом в 1898 году, это модный бутик мужской одежды на улице Грабен в Вене, принадлежащий Л. Гольдману. В этом проекте видны четкие членения пространства и абсолютная ясность линий, все оборудование гармонично встроено. В 1907 году Лоос создан выдающийся образец современного для того времени кафе на улице Кертнердурхганг, который назывался "Кертнер-бар". В его интерьере снова полностью отсутствует орнамент. Лоос применил в нем дорогие отделочные материалы. С использованием аналогичных материалов им была создана в 1904-06 гг. вместе с Гуго Эрлихом вилла Карма, расположенная на Женевском озере.
Первый из построенных Лоосом шикарных жилых домов - хорошо известный в Вене дом миллионера Штейнера (1910 г.). Это классический пример для архитектуры начала XX века. Он построен в духе тезиса "живописно не строить", столь любимого архитектором. Проект был создан с использованием принципов строжайшей рациональности.
С 1922 года по причине разногласий с Венской общиной, он перестал быть городским зодчим Вены, сняв с себя обязанности главного архитектора, и перебрался во Францию, где и жил до 1928 года, лишь иногда навещая Вену.
Его значительная работа того времени - проект поселка на 20 вилл, находящегося на французской Ривьере (1923 год). В 1926-27 гг. им был создан проект Парижского дома, принадлежащего поэту-дадаисту Тристану Цару на улице Жюно рядом с Мулен-де-ла-Галетт. Во Франции Лоос читал в Сорбонне архитектурные лекции, занимался организацией выставок различных проектов в Осеннем Парижском салоне. Он читал доклады в Штутгарте о проектировании современных поселков и в Граце на тему "Архитектура Социального человека". Это то, чем Лоос занимался во Франции помимо архитектурного проектирования жилья и зданий. В тот период Лоос уже обрел большой всемирный авторитет и широкую известность.
В последние пару лет жизни Лоос тяжело болел и лечился в санатории Кальксбург под Веной. 23.08.1933 Лоос умер. Тогда же его прах был вывезен в Вену, где Лоос был захоронен на Центральном городском кладбище.
Самые известные работы автора