Есть во Франции удивительный архитектор с традиционным для этой страны именем - Жан. Он мастер решать проблемы объединения, казалось бы совершенно разнородных ландшафтов, прославившийся нетривиальным использованием материалов, умеющий грамотно использовать технологические новинки в архитектуре. Его творения поражают монументальностью и, вместе с этим, удивительной нематериальностью. Нувель, по собственным словам, каждое здание проектирует так, как будто это недостающий кусочек гигантского трехмерного паззла, поэтому про него говорят, что каждое из построенных им зданий стоит на нужном месте.
Когда-то давно Нувель хотел стать художником, но по настоянию родителей поступил на архитектурное отделение Высшей школы изящных искусств в Бордо. В 1966 году он, благодаря выигранной стипендии, продолжил свое обучение в Высшей школе изящных искусств в Париже.
Широкая известность к молодому архитектору пришла после постройки здания Института арабского мира в Париже, знаменитого высокотехнологичным решением фасада и прекрасным сочетанием духа Ближнего Востока с прошлым и настоящим Франции.
Не менее знаменитыми стали и последующие работы Жана Нувеля: Оперный театр в Лионе, лилльский торговый центр «Евралилль», Культурно-общественный центр в Люцерне и универмаг Galeries Lafayette в Берлине, плавучий выставочный комплекс «Монолит» на озере Муртензее, башня Торре Агбар в Барселоне, а также реконструкция Музея королевы Софии в Мадриде.
Основав в 1994г. свое архитектурное бюро, он назвал его просто «Ателье Жана Нувеля». А по прошествии не многим более десяти лет оно стало одним из самых крупных архитектурных бюро Франции, филиалы которого работают крупнейших городах Европы. В настоящее время "Ателье" ведет порядка 40 различных проектов как внутри страны, так и за границей.
Всегда прислушиваясь лишь к собственному мнению и отвергая авторитеты Нувель создал собственный стиль, выходящий за рамки традиционного. Его можно ругать, за то, что он не будет делать чертежи и расчеты своими руками - на это есть целый отряд квалифицированных помощников. За эту черту его ругали еще в студенческие годы: его дипломный проект представлял собой лишь несколько листов бумаги с напечатанным детальным описанием здания. Однако постройка "мастера устных обещаний" всегда выглядит так, как задумал архитектор и является, как кажется, единственным правильным решением.
В жизни Жана Нувеля бывали случаи, когда заказчик, не доверяя его гению, просил что-то упростить, сделать более традиционным. Так было, например, в конце 90-х годов , когда в Люцерне архитектор решил поместить Центр культуры и конгрессов в знаменитом озере. Городские власти, по-видимому, испугавшись нетрадиционного строительства на воде, просили архитектора построиться на берегу. Впрочем, Нувель сумел разработать принципиально новый проект, синтез воды, света и звука, воплощенный в архитектуре. По двум каналам воды озера приходит под крышу центра, что зрительно делит здание на три части, в средней из которых располагаются аудитории и зрительные залы. Здание являет собой световую симфонию: свет естественный свет проходит сквозь стеклянные стены, через прямоугольные амбразуры разной ширины, пробегает по многослойным сетчатым пролетам лестничных маршей, отражается от водной глади каналов, смешивается с лучами искусственного освещения люстры центрального зала...
При строительстве многих зданий, зодчий с вниманием относится и к дизайну интерьеров. Например, отель The Hotel, построенный в 2000 году в Люцерне являет собой вершину оригинальности. Интерьер каждой комнаты в нем уникален, продуман Нувелем до мелочей, вся мебель - результат авторской работы. Сенсорные смесители, светоотражающие саморегулирующиеся панели, авторские кресла и диваны, новые текстуры внутренней отделки -всегда пожалуйста! Нувель не только использует новые технологии, он при необходимости создает их сам. В этом он весь - любую деталь, требующего его уникального художественного гения, он с любовью продумает от и до, опишет, а на черную работу всегда найдутся сотни подмастерьев.