Жизнь и творчество Карлоса Рауля Вильянуэвы

Имя Карлоса Рауля Вильянуэвы связано со стремительным развитием архитектуры Венесуэлы в послевоенные годы. До этого в стране не было зданий, значимых в мировом масштабе.

 

 


Родился Карлос Рауль Вильянуэва в Лондоне 30 мая 1900 г. в семье перуанского дипломата. Образование Карлос получил в Париже в Лицее Кондорсэ и на факультете архитетуры Школы изящных искусств «Эколь де Боз Ар», обучение где завершил в 1928 г.

Начало карьеры Вильянуэвы

После получения диплома, Карлос переехал из Франции в Каракас, где он организовал свое архитектурное ателье и параллельно сотрудничал с министерством общественных работ.

В Венесуэле эклектика властвовала до окончания Второй мировой войны. Первые обращения к более современным направлениям носили стилизаторский характер. Вильянуэва в своих работах также заимствовал формы старой латиноамериканской и испанской архитектуры. Пример такого подхода – арена боя быков в Маракае (1931 г.) – вместительное сооружение круглой формы, обработанное внутри и снаружи аркатурой «мавританского» характера.

Его интересная работа в это время – Музей де Лос Кабос (1935 г.) в Каракасе, представляющий собой композицию, в основе которой лежит ордерная классика. В Школе «Великая Колумбия» (1939 г.) Вильянуэва впервые применил такие современные приемы, как асимметричность объемов, ленточное остекление и скругленные углы.

 

Строительство в Каракасе Университетского городка


Проект и строительство Университетского городка (1944-конец1950 гг.) стало поворотным в творчестве его автора Вильянуэвы и всей архитектуры Венесуэлы. Генеральный план в первом варианте разрабатывался в 1944-1947 гг., строительство началось сразу же, как он был окончен. Впоследствии проект университета был переработан по инициативе автора в соответствии с совершенно новыми принципами, для чего было приостановлено возведение нескольких корпусов.

Особенно впечатляет Олимпийский стадион, где архитектор, как и во множестве других своих работ, акцентирует, внимание на конструкции здания, специально не закрывая ее. В различных по своей функции и форме постройках он, как основную архитектурную тему, использовал вариации монолитного железобетонного каркаса.


Из всех зданий университетского центра, самая известная – аудитория Аула Магна (1952 г.). Она представляет собой круг в плане, перекрытый по 12-ти радиальным рамам, ребра которых выступают над кровлей. На все стены сооружения выведена массивная прямоугольная сетка железобетонного каркаса. Интерьер Аула Магна выполнен в едином объеме с открытой сценой и двухъярусным амфитеатром. Подкупольное пространство делят выпуклые криволинейные козырьки, подвешенные к перекрытию и являющиеся одновременно экранами звукопоглощения.

 

 

 

 

Работа в жилищном строительстве


В начале 50-х годов Вильянуэва в Каракасе стал автором жилых комплексов «23 января» и «Эль Параисо», а также был консультантом при создании ряда жилых районов. В создании крупных больших жилых комплексов архитектор применял предварительную заготовку стандартных элементов. В его кварталах смешанная застройка, где главную роль играют огромные длинные 15-16-этажные корпуса.

В композициях жилых кварталов Вильянуэва активно использовал пространство и цвет. Расположенные на рельефе кардинально разные по высоте здания создают выразительную композицию. Он одним из первых использовал цвет для разнообразия стандартных элементов крупных жилых районов. Его цветовые композиции рассчитаны на восприятии, как на расстоянии, так и вблизи.

Павильон на «ЭКСПО-67»

Выдающаяся работа Вильянуэвы - павильон Венесуэлы для «ЭКСПО-67», выполненный из трех равных глухих кубических объемов, у которых грани были окрашены в отдельные контрастные цвета. Кубы соединены посередине входным вестибюлем. Вся постройка создает впечатление отсутствия внутреннего пространства.


 


Жизнь Вильянуэвы закончилась 16 августа 1975 г. в Каракасе.