Архитектор Иван Владиславович Жолтовский

Иван Владиславович Жолтовский, родившийся в белорусском городе Пинске 15 ноября 1867г., - советский практиковавший архитектор и теоретик, заслуженный деятель науки и искусства России. В своем творчестве он применял формы классической архитектуры. Один из разработчиков плана реконструкции Москвы (1918-1923 гг.).

 

 

 


Начало архитектурной деятельности

Жолтовский в возрасте 20 лет поступил в Академию художеств в Петербурге, где учился 11 лет с перерывами (1887-1898 гг.). После защиты дипломной работы «Народный дом» в 1898г., преподавал в Москве в Строгановском училище. Одной из его первых работ было участие в отстройке здания гостиницы «Метрополь», которое сгорело в 1902 г., прямо перед своим завершением. Жолтовский в следующем году победил в конкурсе на проект дома Скакового общества (1903-1905гг.), где впервые в Москве для многоярусной зрительской трибуны применил несущий металлический каркас. В тот же период он построил на Введенской площади, отличающийся двойственной архитектурой, особняк фабриканта Носова.

Известность приходит к Жолтовскому со строительством на Спиридоновке особняка для предпринимателя Тарасова, основой для которого послужила форма флорентийского палаццо, но в современной интерпретации. В 1909 г. Жолтовский был выбран академиком архитектуры.

Параллельно с руководством строительством множества зданий в Москве и Подмосковье, архитектор продолжает преподавательскую деятельность и организует в Строгановском училище школу-мастерскую. Жолтовский разрабатывает собственную теорию архитектурной гармони, базирующуюся на стилистике архитектуры итальянского Возрождения.

Деятельность после 1917 г.

Мастерская архитектора в это время становится частью ВХУ-ТЕМАСа. Он создает первую Московскую архитектурную школу-мастерскую при архитектурно-художественном отделе Наркомпроса.

После переезда в Москву правительства, Жолтовский руководит комиссией по перепланировке города. Совместно с А.Щусевым, он работает над новым Генеральным планом Москвы. Но осуществить замыслы не позволяет начало Гражданской войны. Архитектор практически перестает проектировать, сконцентрировавшись на преподавательской работе.

В начале 1923 г. Жолтовский отправляется в продолжительную заграничную командировку. Три года он живет и работает в Италии, работает над рукописями Палладио, Брунеллески, занимается обмерами строений Возрождения.


Вернувшись в 1926 г. в СССР, архитектор возглавляет свою архитектурную мастерскую и доказывает, что сосуществование архитектурного авангарда и наследия эпохи Ренессанса возможно. Уже первая его постройка в это время – реконструкция здания Нацбанка – продемонстрировала, что предложенная им манера соответствует вкусам новой власти. Фактически Жолтовский заложил основы неоклассики.

По проектам архитектора возводятся не только отдельные здания в Москве, но и города. По распоряжению И.Сталина, он руководит застройкой Сочи-Мацеста – первого социалистического курорта. Жолтовский создал общую концепцию застройки населенного пункта, разработал проекты санаториев, морского вокзала, мостов, театра. Он ежегодно посещал Сочи для контроля процесса строительства.


В 30-х годах архитектор воплощает в Москве уникальные проекты. Он впервые в СССР разработал проект подземного гаража для здания на Большой Калужской улице, мастерски встроил в жилой дом вестибюль станции метрополитена.
            

 

 

Послевоенный период творчества


Жолтовский в это время осваивает методику крупнопанельного домостроения. Архитектор в 1952-1953 гг. работает над системой крупнопанельных зданий для разных природных зон, технологические решения для их массового производства. Архитектор предлагает применять ряд стандартных железобетонных элементов, при помощи которых будет можно разработать проект здания с заданными характеристиками. Особенность его подхода – в возможности строить по данной системе здания различного назначения.


Жолтовский с 50-х гг. вел исключительно педагогическую работу в своей мастерской в Московском архитектурном институте.