Себастьяно Серлио – мастер архитектуры эпохи Возрождения
Себастьяно Серлио – итальянский архитектор-маньерист эпохи позднего Возрождения, представитель Школы Фонтенбло, гравер, художник-декоратор, теоретик искусства Ренессанса. Начинал свою творческую деятельность в 1511-1514 гг. мастером перспективной живописи. Является автором Трактата, посвященного перспективе, геометрии, современным и античным постройкам, ордерам. Он в значительной степени повлиял на развитие зодчества раннего Классицизма и Ренессанса в Германии, Нидерландах и Франции.


Биография мастера

Родился Себастьяно Серлио в Болонье 6 сентября 1475 г. Первые навыки художественного ремесла были им приобретены при работе в мастерской отца. В 1514 г. Серлио переехал в Рим и работал там в мастерской Бальдассаре Перуцци. После очередного завоевания, большинство работ по строительству было в Риме приостановлено, и Серлио перебрался в Венецию. Значительного следа на облике города он здесь не оставил, но в Венеции он длительное время трудился над задуманной серией книг по архитектуре.


В 1541 г. Серлио переехал во Францию. Он совместно с Пьером Леско принимал участие в строительстве Лувра. Наиболее характерным типом особняка признан возведенный в 1544-46гг. Фонтебло, возведенный по его проекту. Франциск I впоследствии назначил Серлио архитектором дворца. Его зданиям присуще частое применение рустованных колонн и чередование необработанного и гладкого камня.

Умер Себастьяно Серлио, вероятно в Лионе, где провел последние годы жизни, в 1554 г.

Вклад в театральное искусство

По проекту Серлио в 1539 г. в Винченце на территории дворца Порто был сооружен деревянный театр. В его архитектурной композиции совмещены традиции античного театра и современные изобразительные средства, в частности, перспектива.

Наибольшую знаменитость мастеру принесли разработанные им три типа театральных декораций, которые описаны в его известном Трактате об архитектуре. Согласно этому труду:
- Для комедии сцена должна выглядеть, как очень глубокая и узкая перспектива улицы с множеством домов и лавок;
- Для трагедии сцена должна представлять собой изображение городской площади со строгими по стилю общественными зданиями;
- Для «сатирических идиллий и фарсов» возможно использование декораций в пасторальном духе.

Серлио также разрабатывал специальные осветительные системы для театров. Первым прототипом прожектора была отполированная чашка брадобрея, расположенная за факелом или свечой, а роль линзы выполняла круглая бутылка. Он изобрел также системы цветных фильтров, которые представляли собой прозрачные емкости с разноцветными жидкостями.

Архитектурные Трактаты Серлио

Знаменитость Серлио принес его архитектурный научный труд «L`Architettum» из шести книг, которые были опубликованы в 1537-1575 гг. Это тома по перспективе, классическим ордерам, церквям и жилым зданиям.


Архитектурный фон жизни в Риме, в окружении Рафаэля, Браманте, Перуцци, оказал решающее влияние на формирование идей Серлио. Работы всех трех мастеров он включил в книгу, посвященную античности. Будучи сторонником принципов Витрувия, он одновременно отразил в своих трудах практический опыт зодчества и теоритические изыскания в сфере архитектуры своего времени.


«L`Architettum» - первое современное произведение того времени, снабженное иллюстрациями, имеющее отличную практическую основу. Труд со временем подтвердил свое огромное значение для развития теории архитектуры итальянского Ренессанса и распространения этих знаний.


В Венеции в 1619 г. было выпущено обширное собрание гравюр мастера «Tutte l'opere d'architettura et prospettiva».