Великий архитектор Роберт Адам
Известный шотландский архитектор конца XVIII века и один из родоначальников английского неоклассицизма. Вместе со своим братом Джеймсом Адамом создал частные и общественные здания, множество интерьеров в Шотландии и Англии. Работам братьев присуща рациональность и сложность классических форм.


Родился Роберт Адам в Керколди 3 июля 1728 г. в семье известного архитектора Уильяма Адама. В 1743 г. Роберт окончил Эдинбургский университет и с 1745 г. работал у отца ассистентом . Дело после смерти Уильяма Адама возглавил в 1748 г. старший сын Джон. Его партнером стал Роберт. Они выполнили несколько работ по созданию интерьеров , в которых сочетались стиль рококо и народные шотландские мотивы.


Роберт в 1754 г. отправился путешествовать по континентальной Европе . Во Флоренции его другом стал архитектор Шарль-Луи Клериссо, благодаря которому Адам значительно пополнил свои знания теории и истории архитектуры . Роберт в 1755 г. в Риме, а в 1757г. в Далмации занимается исследованием античных построек. В Англию он вернулся в 1758 г., побывав перед этим с экспедициями в Египте и Греции.

Одни из первых сооружений Адама в Англии – ворота и ограда лондонского Адмиралтейства (1760). Но начал он с интерьеров, в которых особенности его стиля проявились наиболее ярко. Его внутренняя планировка зданий отличается удобством и рациональностью . Комнаты выходят в коридор , примыкающий к анфиладе, или располагаются параллельными анфиладами . Залы различны не только по размеру, но и по форме. Адам уделяет особое внимание орнаменту. Он также широко использует рельефы с мифологическими сюжетами и маленькие картинки-медальоны.


Характерный пример творчества Адама – это замок Кедлстон -холл ( 1765-1770 ). Образы просторного холла , где за коринфскими колонами , несущими лепной потолок, в нишах стоят античные статуи, и салона с купольным перекрытием и расчлененными табернаклями стенами, вероятно, навеяны античными памятниками.


Приемы оформления меньших помещений соответствовали новым изысканным вкусам еще в большей степени - декор каминов, лепнина стен и потолков. Представление о решении Адамом фасадов зданий дает лондонский клуб Будль (1765).

Рационализм в формах греческой античности – суть Адамова стиля. Для главных фасадов буржуазных домов и боковых фасадов дворцов характерны большие окна с веерообразными наличниками , повсеместно встречающиеся также над дверями. Излюбленная схема плана для роскошных резиденций у Адама имеет форму букв В и Н. Посередине помещался зал овальной или круглой формы, из которого двери вели в параллельные анфилады комнат.


В строительстве дворцов Адам резко не порывал с палладианством, в отличие от постройки городских особняков, небольших усадеб и загородных вилл. Новый эдинбургский университет (1789- 1791) выдержан в очень строгих и простых формах классицизма.


Большинство работ братьями выполнялись совместно. Для их творчества характерна смелость и простота в соотношении архитектурных деталей и некоторая мелочность в оформлении интерьеров. Одной из их специализаций было объединение площадей и сторон улиц единообразными фасадами. Это Портленд-плейс в Лондоне (1770), Терраса Адельфи на берегу Темзы (1768).


Роберт Адам около 1770 г. возвел мост через Эвон. В 1777 и 1782 гг. он сделал эскизные наброски дальнейшего расширения города. Этот проект осуществляли уже другие архитекторы.

 


Публикация образцов архитектурных работ братьев в 1773 г. способствовала быстрому распространению их влияния в Англии и других странах. Уже в сильно эллинизированном виде Адамов стиль нашел продолжение в греческом возрождении .


Скончался Роберт Адам в Лондоне 3 марта 1792 г.