Бальтазар Нейман
В ремесле свои первые шаги Бальтазар Нейман, вероятно, сделал под руководством Бальтазара Платцера – своего крестного, который был мастером литья по металлу и колокольного дела. В начале XVIII столетия будущий архитектор обучался в Вюрцбурге у Себальда Коха, получив по окончании учебы в 1711 г. звание « оружейника, мастера военной и потешной пиротехники».


Нейман в 1712 г. поступил на службу в артиллерийские войска Франконии – тогда карьера инженера была возможна только для военных. В этот период он изучал крепостное строительство. Нейман с 1714 г. служил у вюрцбургских епископов. В составе войск Франконии он в 1717 -18 гг. отправился в Венгрию и Австрию. Там он, предположительно, участвовал, как инженер, в укреплении Белграда.

Будучи в Вене, Нейман познакомился с образцами барочной архитектуры, созданными Иоганном Лукасом фон Гильдебрандтом и Иоганном Бернхардом Фишером фон Эрлахом, которые сформировали его пристрастия в творчестве. В Милане он ознакомился с зодчеством Гварино Гварини, повлиявшем в дальнейшем на его восприятие пространства, которое признано гениальным.


Нейман работал некоторое время под руководством архитекторов из Вюрцбурга Йозефа Грейзинга и Андреаса Мюллера. В 1719 г. он был назначен новым архиепископом Йоганном Филиппом Францем фон Шёнборном главой службы строительства вюрцбургского архиепископства. В 1720 г. молодой архитектор в этом качестве проектирует новый дворец – резиденцию в Вюрцбурге. Дядя архиепископа Вюрцбурга, курфюрст Майнц Лотар Франц фон Шенборн, еще в 1715 г. заметил талант архитектора у Неймана. Фон Шенборн последовал рекомендациям родственника.


В этот период архитектурные взгляды будущего мастера формировались в совместном творчестве с другими архитекторами, также бывшими на службе у вюрцбургского епископа . Это, в частности, братья Риттер и Эрталь фон Гронештейн, Максимилиан фон Вельш, которые познакомили его с ранним классицизмом французского архитектора Мансара. На стиль Неймана решающее влияние оказало творчество венского зодчего Иоганна Лукаса фон Гильдебрандта .


В процессе работы над проектом дворца Нейман по заданию своего работодателя отправился в обзорную поездку, во время которой побывал в Париже, Нанси, Страсбурге, Брухзале и Мангейме . В Париже, под влиянием Робера де Котта , первого архитектора короля Франции , окончательно сформировались его новаторские взгляды на работу с пространством . Здесь же Нейман, совместно с другим знаменитым французским мастером Жерменом Боффраном, проектировал принесшие ему впоследствии славу широкие лестницы. В 1724 г. архитектор получил звание майора. Брак с дочерью тайного советника Марией Евой Энгельбертой Шильд открыл перед Нейманом двери самых влиятельных домов города и епископства .


Нейманом в 1729 г. было получено звание подполковника . В это же время он занял пост главы службы строительства Бамберга . Там он возвел грандиозную базилику Фирценхайлиген. Нейман в 1731 г. стал во главе созданной специально для него кафедры гражданской и военной архитектуры в вюрцбургском университете. В 1741 г. он получил самое высокое из званий, возможных для него – полковника.


Семейство Шенборнов было одержимо строительством и старалось повсюду посадить своих ставленников. Благодаря этому, Нейман получал заказы от епископств Трира, Констанца и Шпайера, и даже курфюрста Кёльна.

 



Нейман в конце жизни создал проект новой лестницы для Хофбурга в Вене, считающейся одним из наиболее великолепных примеров лестниц в барочном стиле (1747 г.). В это же время им были разработаны грандиозные проекты резиденций для Шветцингена ( 1752 г .), Карлсруэ (1750— 1751 гг .) и Штутгарта (1747—1749 гг.).


 


Умер Нейман в 1753 г ., будучи на тот момент полковником артиллерии и главой службы строительства архиепископа . Базилика Четырнадцати святых , а также нересхаймская Монастырская церковь были завершены уже другими зодчими.