Людвиг Мис ван дер Роэ

Людвиг Мис ван дер Роэ родился в 1886 году в немецком городе в Аахен. Его отец, торговавший в небольшой лавочке пиленным камнем привил юному ван дер Роэ интерес к строительству. Уже в пятнадцать лет будущий архитектор выполнял чертежи орнаментов для шкатулок. Спустя несколько лет Мис ван дер Роэ работал в мастерской Беренса, где прошел настоящую школу и усвоил неоклассические идеи своего учителя.

 

Вплоть до начала первой мировой войны молодой архитектор учится и впитывает интересные идеи мастеров-современников. В годы послевоенной разрухи и экономического кризиса ван дер Роэ ищет решения, позволяющие подчеркнуть прозрачность и блеск обыкновенного стекла. В проектах загородных домов, разработанных в 1923 году архитектор отражает новую современную концепцию, согласно которой стены получают собственное значение, границы помещения расширяются, связывая внутренность дома с окружающей средой.

 

Благодаря идеям Людвига Мис ван дер Роэ внешний облика здания и отдельных его частей начинает формироваться исходя из функционального их назначения. Так возникает свободно-расчлененное объемное решение сооружения. Внутренние помещения архитектор наделяет свободой. Теперь они могут трансформироваться по желанию владельца. Такое решение будет господствовать вплоть до 30-х годов двадцатого столетия. Полноценно воплотив собственные архитектурные убеждения в немецком павильоне на Международной выставке 1929 года , проходившей в Барселоне, Людвиг Мис ван дер Роэ возглавил Международную выставку в Штутгарте.

 

Специально для выставки он построил трехэтажный жилой дом, принесший своему создателю мировую известность. Четкое разграничение несущих и несомых элементов: плоская крыша, опирающаяся на стальной несущий каркас, стеклянные стены, отказ от декоративной трактовки конструктивных элементов. В руках ван дер Роэ плоскостные элементы становятся воплощением диалога разнородных материалов: стекла, железобетона, мрамора. Это стало новым словом в архитектуре двадцатого века, а концепция свободно-расчлененного перетекающего пространства взята на вооружение самыми прогрессивными зодчими.

 

В последующих постройках Мис удачно использует расположение домов, рельеф местности, старается выявить единство пространства, поверхности и объема, используя для этого единую модульную систему. Однако строительство модульных систем, сводимых к нерасчлененному параллелепипеду архитектор старается сделать не обезличенными, а самостоятельно значимыми.

 

В 1937 году, когда возглавляемая Мис ван дер Роэ школа Баухауз была закрыта нацистам, зодчий эмигрирует в США. За океаном он строит Иллинойсский технологический институт в Чикаго, дом Фэрнсуорт в Фоке Ривер , здание Краун-холла, конторское здание Сигрэм-билдинг в НьюЙорке, высотные жилые дома в Чикаго на Лейк-Шоо-Драйв , Коммонуэл променад. Современными крупными проектными фирмами США того времени были мгновенно подхвачены кристаллические формы творений Мис ван дер Роэ. На десятки лет они стали практически обязательными и для новых коммерческих и административных зданий, строившихся в странах Западной Европы.