Лоренцо Бернини родился 7 декабря 1598 года в г. Неаполе. Пьетро Бернини, отец Джованни Лоренцо, был знаменитым скульптором-маньеристом, он и приобщил сына к искусству скульптуры. Джованни был необыкновенно талантливым ребенком. Находясь на подхвате у своего отца и одновременно обучаясь скульптуре, архитектуре и графике. Когда младшему Бернини исполнилось семь лет, Пьетро Бернини перевез семью в Рим, где работал в тот период. Джованни Лоренцо был вовлечен отцом в работу в качестве подмастерья. Мальчик много и усердно работает, и тем самым привлекает к себе внимание известного в те времена художника Каррачи, а затем и Папы Павла V. Работы ребенка настолько прекрасны и талантливы, что Папа Павел V берет его под покровительство. Наверное, это была судьбоносная встреча для Лоренцо. На протяжении всей жизни он получал много знаковых заказов от Пап сменяющих друг друга на престоле Ватикана.
Когда Джованни Лоренцо Бернини исполнилось 23 года, Понтифик Григорий XV посвятил его в сан рыцаря. В период с 1623 по 1625 год Бернини выполняет по заказу кардинала Боргезе, скульптурные шедевры, вызывающие восхищение и сегодня: «David», «Apollo and Daphne», «Rape of Proserpine». Боргезе оценивает по достоинству талант молодого скульптора. Кардинал был влиятельным меценатом и не последней фигурой в иерархии власти Ватикана. Он без особых усилий передает заказы на оформление часовен, могил, церквей, статуй своему протеже. Заказчиками Джованни Бернини были Папы Иннокентий X, Урбан VIII и Александр VII.
В 1629 году, в возрасте 31 года, Бернини назначен архитектором Святого Петерса. В этот период жизни он создает шедевры - балдахин над куполом Cathedra Petri, обильные убранства капеллы из мрамора. Весь 1640 год он продолжает работы над убранством капеллы Корнахо, храма Санта-Мария дела Витория. К работе над знаменитой обширной колоннадой и пьяццей эллиптической формы перед церковью он приступает в 1656 году. В этот плодотворный период своей жизни Бернини создает знаменитые фонтаны Пьяцца Навона (с 1648 по 1651), королевскую лестницу и статую Константина для церкви Святого Петра в годы 1654-1670.
В 1665 году, король Франции Людовик XIV, приглашает Бернини выполнить работы по проекту фасада Лувра. Однако проект итальянского самоучки, ризалиты на фасаде и колоссальный ордер из пилястров и полуколонн на цокольном этаже, противостоял тенденциям архитектуры Франции. Проект
заморозили и Бернини возвращается на родину где занимается совершенством собора Св. Петра.
Лоренцо Бернини первый, кто показал всю красоту мрамора, сделав из мертвого камня легкие, «дышащие» фигуры. Объединил между собой живопись, скульптуру и архитектуру – синтезировал в единое целое. Бернини создал последний стиль Италии – барокко. В работах гения использовались и театральные приемы – скрытое освещение, оптические устройства (они создавали иллюзию увеличения размера и длины).
Знаменитые фонтаны, созданные Бернини на площадях Рима, прекрасно описаны в бестселлере Дэна Брауна «Ангелы и демоны». Бесконечные в движении каскады воды полностью повторяют изгибы фигур тритонов и дельфинов, раковин в фонтане «Тритон». Бернини спроектировал несколько декораций для театра Барберини, которые стали уникальными для того времени. На сцене театра перемещались по воздуху колесницы, зритель наблюдал наводнение и внезапно появляющиеся храмы, густонаселенные улицы, ураганы. Лоренцо считается основателем нового жанра – карикатуры, писал пьесы для театральных постановок.
Умер знаменитый художник и скульптор в 1680 году, в возрасте 81 года, пережив за свою жизнь восемь Понтификов.