Концепция органической архитектуры Фрэнка Райта
Значение творческого наследия Фрэнка Ллойда Райта для современной архитектуры трудно переоценить. Его концепция органической архитектуры как естественного продолжения природной среды существенно повлияла на развитие всех типов индивидуального жилища.

 Концепция органической архитектуры Фрэнка Райта

Райт происходил из образованной небогатой семьи, отец пастор и музыкант, мать — учительница. Поэзия, музыка, философия, логические игры, книги Рёскина и Виоле ле Дюка, идеи Генри Торо о естественной жизни в природной среде — все это создало фундамент для его архитектурных поисков. Для Райта использование конкретных особенностей, условий человеческой жизни, даже пропорций человека, естественных материалов и минимальное вмешательство в природный ландшафт были главными целями проектирования. И когда в 1893 г. Райт начал работать самостоятельно, все свои устремления и идеи ему удалось в полной мере воплотить в знаменитой серии «Дома прерий».

Концепция органической архитектуры Фрэнка Райта

 

 

К первому десятилетию Райтом было спроектировано более ста домов, среди них около 25 домов в Оук-парке, дом Фредерика Роби (1909 г.), но, удивительно, на американскую архитектуру идеи сильно не повлияли, в отличии от Европы, где Ф. Л. Райт был признан одним из культовых архитекторов современного направления. Затем для архитектора наступает сложное время. Он работает в Японии, где строит отель «Империал» в Токио, но в своей стране по-прежнему не востребован, заказы отсутствуют, но это скорее говорит о кризисе архитектурных изысканий Америки. Райт же ищет новые средства архитектурной выразительности, оставаясь новатором в техническом оснащении (использование бетонных блоков, образующих ритмическое расчленение поверхностей, дом Милорда в Пасадене, 1923).

Концепция органической архитектуры Фрэнка Райта

С середины 1930-х гг. у Райта происходит творческий подъем. Возможно это связано с разочарованием архитектурного мира в функционализме и смещение акцентов в пользу средового подхода, как главного метода проектирования, что являлось основополагающим для самого архитектора. В этот период возник шедевр архитектурного мастерства Райта,  «Дом над водопадом» для Кауфмана (1936).

 

 Концепция органической архитектуры Фрэнка Райта

 

К этому же периоду относится его «юсонианская» серия (сокращенно от Юнайтед Стэйтс, т. е. типично американская) с легкими конструкциями и целостной системой внутреннего пространства, как например дом Винклера в Окемасе (1939 г.)

Концепция органической архитектуры Фрэнка Райта

В последний период жизни Райт был невероятно востребован и успешен — было много заказов, газеты и критики произносили хвалебные речи. Но он не почивал на лаврах, а экспериментировал, прежде всего с формой. Одним из первых отказался от прямоугольника в основе жилого помещения, скруглив контуры домов и жилых помещений, ввел патио.  Квинтэссенцией этих экспериментов стало здание музея Гуггенхейма. Главный объем здания формируется громадным спиральным пандусом, охватывающим перекрытый прозрачным куполом световой дворик. Сочетание цельного внутреннего пространства и однородно-текучего внешнего ограждения рождает ощущение удивительной гармонии.

 

Концепция органической архитектуры Фрэнка Райта

Райт был практиком, но стремился зафиксировать свои идеи, сделать их публичным достоянием. В 1949 г. самые важные его статьи были объединены в книгу «Ф. Л. Райт об архитектуре». Лучшие его книги - «Автобиография» (1932), «Органическая архитектура: архитектура демократии» (1939). В этих работах Райт раз за разом возвращался к определенным темам, развивая их и дополняя. Он был одним из духовных лидеров архитектурного мира, не только своей страны и своего времени — его мысли, его поиски востребованы и поныне.

Концепция органической архитектуры Фрэнка Райта