Сантьяго Калатрава
В 1951 году, 28 июля в поселке Бенимамет, недалеко от Валенсии родился человек, ставший одним из культовых архитекторов современного мира - Сантьяго Калатрава Вальс. Художественная школа, архитектурный факультет Политехнического университета Валенсии (окончил в 1973 г.), обучение в Федеральном технологическом институте, защита диссертации в 1981 г., открытие первой студии в Цюрихе. И наконец, в 1983 г. Калатрава получает свой первый серьезный заказ — проектирование железнодорожного вокзала в пригороде Цюриха. Затем в 1986 году был спроектирован мост «9 октября» в Валенсии, и был первым из целой серии подобных проектов по всему миру. А в 1987 г. Международный союз архитекторов присваивает Сантьяго Калатрава премию имени Аугусте Перрет, опять же, первую в списке будущих наград. Далее открытие своей студии в 1989 г. в Париже, а 2 года спустя в родной Валенсии.

Сантьяго Калатрава

 

Закономерно, что признание его архитектурного таланта достигло и американского континента. Реконструкция Музея искусств в Милуоки стала одним из первых его проектов в США. Павильон «Куадраччи» - это смелое сочетание новейших архитектурных технологий и лучших традиций инженерии Старого Света. Вестибюль представляет собой стеклянную конструкцию параболической формы высотой 27,4 метра,  на ее опорном контуре установлена солнцезащитная структура в форме крыльев, всего 27 стальных ребра с регулируемой высотой. Максимальный размах этих «крыльев» - 66 метров, вес конструкции — 90 тон.

Сантьяго Калатрава

Творческий почерк Калатравы — это предельный синтез жесткой прозрачной конструкции и природной подвижности и целостности. Ярким примером гармонии материала (железо, бетон, стекло), органики формы и человеческой идеи является жилое здание в Мальмё, под названием «Поворачивающееся туловище». Здание состоит из девяти, повернутых под определенным углом друг к другу, блоков. Таким образом, поворот верхнего блока по отношению к нижнему составляет 90 градусов. Окна этого здания также имеют изогнутую форму. Этот шедевр архитектурного мастерства был признан лучшим жилым зданием мира на архитектурной выставке 2005 года в Каннах. Первоосновой послужила скульптура Калатравы «Закручивающееся тело» - фигура человека, готовящегося к метанию диска. Надо сказать, что тема человеческого тела, как источника вдохновения, нередка для архитектора. Эскиз изогнувшегося лежащего тела женщины сопровождает проект железнодорожного вокзала в Люцерне, а прообразом башни для олимпийского огня в Барселоне стало изображение коленопреклоненного человека с чашей в согнутых руках.

 

 Сантьяго Калатрава

 

Сантьяго Калатрава

 

Среди значимых творений испанского архитектора можно назвать концертный зал Тенерифе, над которым Сантьяго Калатрава работал 6 лет, зрелищный мост Джеймса Джойса в Дублине и мост Сэмюэла Беккета там же, Олимпийский комплекс в Афинах, построенный к началу Олимпиады 2004 года в Греции, Планетарий в Валенсии. Тема мостов продолжилась в двух замечательных творениях — Sundial Bridge, мост в Черепашьей Бухте (Калифорния, 2004 г.), совмещающий в себе функцию солнечных часов, причем самых больших в мире. А в 2008 году новый мост Калатравы у входа в Иерусалим,  прозванный «Арфой Давида» за свою форму,  стал считаться одним из символов древнего города.

Сантьяго Калатрава

Сантьяго Калатрава

Одним из последних творений мастера является новое здание вокзала Льеж-Гийемен в Бельгии.  Высокопрочная сталь, стекло и белый бетон, футуристический вид — здание поражает  легкостью своих форм даже самых циничных критиков от архитектуры.

 

 Сантьяго Калатрава

Сантьяго Калатрава можно назвать ярким приверженцем стиля «био-тек», в котором функциональность, жесткость конструкций мирно соседствует, и даже дополняется, взятой от природы текучестью форм и плавностью линий. Не зря,изначально испанец вдохновлялся  творчеством французского архитектора Ле Корбюзье, а самого Калатрава часто называют наследником творческих идей Антонио Гауди. Совмещение несовместимого, техногенности и бионики, помноженное на гений человеческой мысли, рождает ощущение «полетности» и жизни, характерное для всех творений Сантьяго Калатрава.

 Сантьяго Калатрава