Творческое наследие Гауди разнообразно: это и культовое зодчество, и частные жилища, многоквартирные жилые дома и садово-парковые ансамбли, а также объекты городского дизайна (типовые киоски из стали для продажи цветов, осветительные столбы для улиц Барселоны).
Гауди был не просто архитектором, но художником-мастеровым
наивысшей пробы. Ворота, причудливые перила, решетки оград и необычная мебель —
он не только мог спроектировать все это, но и сам выполнить, не зря же во время
обучения в барселонской Провинциальной школе архитектуры Гауди работал
чертежником и изучал ремесла: столярное дело, ковку металлов, скобяные работы и
работы по стеклу. Сам же архитектор свое умение мыслить пространственно и
объемно объяснял наследственной предрасположенностью: и дед, и отец были
кузнецами, один дед матери моряк, другой бондарь — люди простора, при этом
твердо стоящие на земле. Удивительное сосуществование конструктивности и
безудержной фантазии, национальных каталонских мотивов и элементов стиля
модерн, возвышенных архитектурных образов и земного ремесленного начала — все
это определило его собственный проектный язык, читаемый уже в самых ранних
работах.
В 1878 году Гауди получает первый самостоятельный заказ на
строительство двухэтажного особняка Мануэля Винсенса, владельца крупной фабрики
по производству керамической плитки. Это здание, при
достаточно традиционной планировке, стало ярким примером взаимовежливого сосуществования восточной ораментальности и
особенностей стиля ар нуво. Эклектика не разрушила целостность авторского
замысла, а лишь подчеркнула своеобразие композиционного мышления, пластичность
форм и яркую полихромность — все, что красной нитью пройдет через творческое
наследие великого каталонца.
В 1880-х в жизни Гауди случилось два знаковых события: ему предлагают продолжить строительство Собора Саграда Фамилия (1884-1926, не закончен), и происходит знакомство с Эусебио Гуэлем, богатым фабрикантом, меценатом, и главным почитателем таланта архитектора. Строительство Собора Святого Семейства стало для Гауди делом всей жизни, но это не мешало ему проектировать частные особняки и усадьбы,многоквартирные дома и общественные здания, в том числе и для Гуэля.
В 1884-1887 гг. Гауди взялся за реконструкцию Усадьбы Гуэля в окрестностях Барселоны. Архитектор перестроил или возвел заново несколько сооружений: конюшни, манеж, дом привратника. Динамика объемов в пространстве, вертикальные и пластические акценты, разнообразие орнаментальных мотивов, использование техники trencadis (отделка поверхностей колотой цветной керамикой)- наиболее характерные приметы стиля усадьбы. Особый акцент этого комплекса — входные ворота. Асимметричная металлическая конструкция трапециевидной формы, тонкая сетка из множества линий образует дракона, давшего воротам имя.
Поистине шедевром
пространственного искусства можно считать парк Гуэль. Планировка соответствует
английскому прогулочному саду, свободная
игра воображения создает с помощью камня, мрамора, разноцветной майолики,
тунелей и аркад из кирпича, похожих на природные пещеры, плавно изгибающихся
террас, колорит, не уступающий краскам природы - идея Гауди о слиянии мира природы и мира человека воплощается в
жизнь.
Примерно в это же время построены самые известные многоквартирные дома Гауди, Casa Battlo (1904-1906) и (1906-1910). Casa Battlo — сооружение, где виртуозно используются гармония цвета и пластическая фактура материала. Кажется, что архитектурно-скульптурный декор состоит из живых, застывших лишь на мгновение, форм. Крыша в виде спины дракона завершает символику живых форм в архитектуре. Casa Mala, с ее плавным переходом от симметрии к асимметрии,с образностью (первый этаж - подземный мир грота, фасады - движение морских волн) и изысканным сочетанием разнородных материалов, декоративностью балконных решеток из кованого железа является классикой модерна, в каталонском варианте стиля.
Строительство Саграда Фамилиа между тем продолжается, и становится единственной заботой Гауди. Храм строится по образцу готических соборов. Предполагалось возведение трех фасадов: Рождества, Страстей и Славы. Храм должны были венчать 12 башен (как аллегории 12 апостолов), шпиль над средокрестием как символ Христа, вертикаль над апсидой - Богоматерь. Основа художественного образа храма — контраст между рационализмом структуры здания, готических архитектурных элементов и испанской барочной пышностью фасада (плоскости стены растворяется в буйстве растительного орнамента, скульптуры, зооморфных форм), с подчеркнутой выразительностью фактур материала. Собор - место паломничества не только архитекторов всего мира, но и просто людей, неравнодушных к величию и красоте. Воплощая в себе человеческие усилия и иллюзии, жертвенность и страстность, Саграда Фамилиа постепенно вырастает над Барселоной, став символом города и человеческого духа.
Гауди не успел закончить этот проект. 7 июня 1926 г. при выходе со строительной площадки собора, он был сбит трамваем. Не опознанного, без сознания его доставили в больницу Святого Креста, где он и скончался. Останки его покоятся в Соборе Святого Семейства.
Антонио Гауди
обладал сильным характером, свойственным людям рожденным на каталонской земле,
был упрямым и фанатично влюбленным в
свое дело, которому посвятил всю жизнь
без остатка. Глубокая религиозность, вечный поиск совершенства и уверенность в
выбранном пути - вот черты, которые всегда отличали архитектора.