Арбатский треугольник
Сегодня Арбатская площадь является одной из центральных площадей Москвы. Глядя на план города, трудно догадаться что этот перенасыщенный транспортными потоками треугольник, со сложной системой подземных коммуникаций действительно площадь.
А ведь она могла иметь совершенно другие очертания, если бы в 30-х годах XX века был реализован проект реконструкции, предложенный архитектором Константином Мельниковым.

Арбатская площадь 30-х являла собой сдавленный к вершине  равнобедренный треугольник, опиравшийся основанием на Никитский бульвар и стремившийся острым углом к памятнику Н.В.Гоголю.  Мельников сразу же проследил, что улицы, соединяющиеся с площадью, четко группировались на своеобразные пучки: со стороны каждого угла в нее "вливалось" по 4 улицы.

 Арбатский треугольник
Арбатский треугольник

Так выглядела Арбатская площадь в 1930 году.

 

Архитектор называл Арбатскую площадь своего рода "стрелкой", переключающей циркуляцию транспортных потоков города с одних направлений на другие. Он предлагал предусмотреть строительство станций и линий общественного транспорта (автобусных, трамвайных и метро), обеспечить удобства и для технического обслуживания уличной жизни, а также организовать площадь, как центр организации массовых выступлений.

Арбатский треугольник

План реконструкции Арбатской площади. Вид "до" и "после". К. Мельников. 1931.

 

По мельниковскому плану реконструкции площади были запланированы надземные и подземные сооружения, а также создание зеленых насаждениий в центре. Предусматривался и пандус для заезда личного автотранспорта в подземный гараж и даже стоянка для дирижаблей. Чтобы избежать "тоннельности" площади автор спроектировал понижающуюся застройку близлежащих территорий.

 

Арбатский треугольник


Углы при основании образовываемого Арбатской площадью  треугольника скруглялись для удобства транспортного движения, а сверху эта форма подчеркивалась многоярусным амфитеатром, удобным для проведения массовых мероприятий. В описании проекта архитектор писал: "Места отдыха и игр, благодаря вогнутой форме, защищены от гула и наполнены солнцем. Здесь имеются спуски в вокзал, с уборными и душами, и гараж". Для безопасного пересечения пешеходами были спроектированы мосты и тоннели.

Несмотря на недостатки, отмеченные критиками того времени, нельзя отказать проекту в своеобразной красоте, целостности и оригинальности и, главное, функциональности. А можно ли сказать то же самое о современной реконструкции Арбатской площади?

 

 

Арбатский треугольник