Конкурс проектов собора
Решению Павла I построить на месте церкви Рождества Богородицы собор предшествовал конкурс на лучший проект храма, прошедший в 1799 г. Император утвердил проект малоизвестного зодчего Воронихина – бывшего крепостного графа А.С.Строганова.
Существенное различие между римским собором Святого Петра и петербуржским храмом – функционального назначение колоннад. В Риме они играют вспомогательную роль, только организовывая площадь перед собором. А колоннады Казанского собора органически связаны со зданием и включают его в ансамбль проспекта. Помимо этого, они скрывают асимметричность здания, традиционную для православных храмов.
Строительство Казанского собора
С самого начала строительства контроль над ним был поручен Ивану Егоровичу Старову – известному архитектору. Чертежной мастерской руководил академик Михайлов, каменными работами – иностранцы Руска и Руиджи, земляными работами – Чижев. Контроль качества материалов осуществлял академик Филиппов. Забойка свай и откачка воды была поручена испытанным десятникам Попову и Железнякову.
Масштабные работы по отводу воды из Екатерининского канала выполнялись при помощи сложного изобретения землекопа Чусова из Вологды. Одновременно с закладкой свайного фундамента поблизости от Гатчины началась добыча подостьского камня, похожего на итальянский травертино, которым облицованы стены храма Святого Петра. Этот строительный материал легко добывается и поддается обработке.
По поводу применения подустьского камня вышел спор между Воронихиным и Старовым, который считал пористость этого материала опасной в петербургском климате. Победителем в споре вышел Воронихин. По совету бывалого каменщика Суханова, он использовал своеобразную шпаклевку – затирку поверхности камня рижским алебастром и ее наружное покрытие серовато-желтой краской. Такой камень применен для облицовки внешних стен, капителей наружных колон, наличников, фриза и так далее.
Внутреннее оформление собора
Во внутренней отделке храма широко использован мрамор, яшма, порфир и финский гранит, добывавшийся под Выборгом. Руководил работами по граниту и мрамору Самсон Суханов. Изящная резьба по мрамору, которая украшает царское место, выполненная именно ним. В качестве материала для внутренних колонн собора Воронихиным, после его поездки на Карельский перешеек, был выбран выборгский гранит. Эти элементы – одновременно главное декоративное украшение и основные несущие конструкции храма.
Хоть с окончанием строительства и торопились, в изначально установленный срок не укладывались. Чересчур большим был объем работ, средств на них не хватало. На темпы строительства негативно влияла и международная обстановка. На сроки повлиял и спор между Воронихиным и Старовым в 1804 г., возникший по поводу надежности перекрытий проездов и подкупольных конструкций. Дело дошло даже до строительства модели проезда из тех же материалов. Испытания модель отлично выдержала, но ее сооружение отрицательно отразилось на темпах строительства.
Большую самостоятельность Воронихин получил в 1808 г., после смерти Старова. Дальнейшее строительство постоянно сопровождалось финансовыми сложностями – правительство было вынуждено выпустить новые ассигнования. 15 сентября 1811 г. Казанский кафедральный собор был торжественно освящен. Церковь Рождества Богородицы была демонтирована спустя два года.