Застывшая в камне симфония, неповторимость и обилие декора, яркие витражи и раскрашенные барельефы, колючие иглы шпилей и стрельчатые порталы и ажурные кружевные розетки...
Трудно поверить, что когда-то великий Рафаэль Санти назвал это варварством. Но, к сожалению, именно так можно перевести слово "готика". Рафаэль впервые "окрестил" зарождающийся стиль готическим, когда упомянул о нем Папе Римскому Льву X в докладе о строительстве знаменитого Собора Святого Петра. Подобную критику можно понять, только зная, что в 16 веке художники и архитекторы еще сокрушались о забвении римской культуры, почитаемой за четкие ровные линии и продуманную пропорциональность как истинно прекрасное.
Возникнув в середине XII века во Франции, вскоре новый стиль стал настолько популярен, что средневековые европейские города буквально преобразились. Расцвет христианства и попытки его осмыслить, преодолеть в себе тяготение к языческому, воплотились в противоречивых изломанных формах, в выведенных наружу каркасных системах зданий, воплотились в стремлении сводов и порталов ввысь, отразились в витражах и скульптурах в виде противоречивой смеси картин из Евангелия, бытовых изображений крестьянской жизни и обязательных изображений чудовищ-горгулий на карнизах.
Готика как ни один другой стиль поражает воображение и отлично иллюстрирует заключительную стадию развития средневекового искусства Западной Европы.