Строительство собора Святого Петра продолжалось на протяжении 16 столетий. Над созданием и оформлением собора трудились многие известные скульпторы, архитекторы и художники. Гробница Святого Петра со дня строения собора находится в подземной части, а в последнее время она стала еще и местом захоронения римских пап.
Строительство собора началось в XVI веке, когда папа Юлий II решил возвести на метсе старой базилики величественный собор. В качестве первого архитектора для проведения строительных работ был приглашен Браманте. Зодчий приказал снести часть старой базилики, и в апреле 1506 года приступил к строительству нового собора.
Мечту архитектора, чтобы новый собор превзошел по красоте, выдумке и искусству, а также по богатству и размаху строительства превзошел все известные на тот момент сооружения, воздвигнутые в этом городе, предназначено было воплотить другим. Отдав последние восемь лет совей жизни виликому собору Святого Петра, заложив фундамент, доведя собор до высоты карниза под арками всех четырех столбов, архитектор отошел в мир иной.
План Браманте
С 1514 году строительство Собора шло уже под руководством не менее знаменитого архитектора Рафаэля. Зодчий высоко ценил наследие Браманте и считал план предшественника художественно завершенным, однако под натиском заказчиков был вынужден изменить первоначальный проект и вытянуть центральный неф, чтобы план собора представлял форму латинского креста. Впрочем, этот план так и не был воплощен в жизнь в течение жизни Рафаэля.
План Рафаэля
Со смертью архитектора строительство собора Святого Петра возглавил сиенский архитектор и сподвижник Браманте - Балдассаре Перуцци. Именно он отстаивал первоначальный план по типу греческого креста.
План Перуцци
Сменивший Перруцци Антонио да Сангалло Младший пересмотрел идеи предшественников и, по мнению Микельанжело, чуть было не лишил собор всех источников света, оставляя в священном месте множество темных закоулков.
План Антонио да Сангалло Младшего
После смерти в 1546 Антонио да Сангалло Младшего Ватикан привлекает к работам 72-летнего Микеланджело. Восемнадцать последних лет своей жизни художник, скульптор и архитектор, критически оценивающий работу предшественников, вновь возвращается к символике греческого креста.
Большую часть отпущенного ему времени Микеланджело посвятил конструкции поистине грандиозного купола собора. В качестве исходной модели архитектор остановился на куполе Флорентийского собора Брунеллески. Для столь массивной конструкции потребовалось укрепить колонны. Для облегчения подъема строительных материалов вьючными животными архитектор пристроил сбоку две витые лестницы с пологими ступеньками. Готовый круглый свод Микеланджело увидеть уже не удалось. Он был завершон в 1590 –м году
Спустя 15 лет папа Павел V пожелал, чтобы остатки древней базилики были разобраны, а центральный неф удлинен. Так собор Святого Петра вернулся к форме латинского креста.
Собор был завершен и торжественно освящен папой Урбаном VIII 18 ноября 1626 года. Размеры сооружения впечатляют, так высота купола до верхушки креста составляет 136,57 м, а его внутренний диаметр около 42 м. На кольце купола была помещена латинская надпись: TU ES PETRUS ET SUPER HANC PETRAM AEDIFICABO ECCLESIAM MEAM ET TIBI DABO CLAVES REGNI CAELORUM», что в переводе означает: «Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и дам тебе ключи Царства Небесного». – Мф 16: 18 – 19.