В течение длительного времени люди называли готическими вообще все элементы искусства средних веков. Лишь в конце четырнадцатого века его признали полноценным оригинальным художественным стилем. Романский период охватывающий раннее средневековье, постепенно сменился готикой, сочетающей позолоту, яркие окраски, сияющие витражи, симфонические световые переливания, экспрессию и характерные ей шпили на вершинах строений.
Источником вдохновения мастеров готического стиля в архитектуре были христианское мировоззрение, римская архитектура, традиции античной культуры, книжные миниатюры, латинская письменность и романо-кельтские художественные ремесла. Положительное влияние на стремительное развития стиля оказал ускоренный прирост европейской торговли и увеличение количества городов.
Количество городов росло и их предводителям приходилось собирать всех жителей в определенном месте для проведения воскресной мессы, в итоге для каждого города приходилось строить, как минимум, по одному соборую Старинные базилики уже не могли вместить все христианское население города, поэтому архитекторам пришлось придумать, как построить огромные просторные храмы, украшенные так красиво и выразительно, так, чтобы привлекать в город паломников из других городов. Отправной точкой готического стиля стал островок небольших размеров под названием Иль-де-Франс, расположенный в северной Франции.
Весьма парадоксально что, не смотря на демонстрацию иррационализма, совершенных форм, мистической экспрессии, дематериализации, поводом появления готики стали именно современные на то время достижения в технологиях постройки конструкций. На восточных территориях, точнее в Византии, самой распространенной формой стали постройки крестово-купольного типа. В то время на Западе начали преобладать базилики удлиненной формы, напоминающие в плане латинский крест.
При этом создавались возможности удлинить нефы здания по сравнению с базиликами романской эпохи. Нефы готических соборов напоминают вытянутые перевернутые корабли. Однако вместе с увеличением пространства нефов увеличивалася и площадь, а также вес сводов , венчающих их. Перед зодчими возникла проблема распределения нагрузки сводов столь массивного сооружения.
Помимо нервюр для поддержания высоких стен зодчими готического стиля использовалась система контрфорсов и аркбутанов. Первые представляли собой подпорки, стенки, примыкающие под определенным углом к стене собора для повышения ее прочности и устойчивости. Аркбутаны имели вид наружной полуарки, передающей горизонтальное усилие распоров сводов, нервюр на контрфорсы.
Большое значение во время строительства готических построек приобрела скульптура. Являясь неотъемлемой частью украшения фасадов, скульптурные композиции приобретают и некоторую самостоятельность.
Так благодаря насущной необходимости и техническим инновациям в средние века появился причудливый яркий и запоминающийся готический стиль.