Основными элементами стиля являются скульптуры, плоский рельеф, который в позднем периоде романского стиля становится выше, более насыщен эффектом световых теней, но органическая связь со стенами сохраняется.
Постройки этого периода (крепость-храм, крепость-замок) располагаются на возвышенностях и гармонируют с природой местности. Компактная форма,
ясный силуэт повторяют естественный рельеф. Используют камень, как строительный материал, где идет возведение храма или монастыря, который
хорошо сочетается с природой и почвой местности. Здания имеют, как отличительную черту, массивные стены и высокие башни, а проемы для окон
– узкие.
Стены, помимо своей массивности, делали округлыми или крестово-реберные, храмы с такими стенами стали называться базиликами. Возле базилик возводили колокольни, которые использовались для наблюдений и охраны территории монастыря или храма. В период позднего периода романского стиля, дозорные башни (колокольни), стали примыкать к стенам церкви, и увеличивалось их количество.
Спокойный декор, чувство гармонии, присущий архитектуре романского периода, придавал религиозным постройкам особенную значимость. Фасады
зданий украшали с помощью нанесения орнамента, как правило, отражающий тематику фауны или флоры, или просто геометрический. Позже появляются роскошные украшения над полукруглыми арками окон и входных дверей, получившие название – роза.
Скульптурой украшались всевозможные колонны, саркофаги, порталы храмов.
Быстрыми темпами набирала популярность живопись на потолках и стенах монастырей
и храмов, появляются новые элементы искусства декорации это и чеканка, и литье,
и резьба по кости, ювелирное искусство.
Романский стиль плавно набирал популярность в Европе. Во Франции, например, романский стиль отличался монументальностью композиций, разнообразием скульптурного декора, яркими «представителями» стиля являются церкви: Клюни г. Тулуз, Нотр-Дам в г. Пуатье, в Канне – Ла-Трините.
Храмы стали строить по, так называемым, римским правилам
"Modo Romano", хотя в архитектуре Италии, не наблюдалось единство
стиля. Страна, сама по себе, значительно раздроблена, поэтому в каждой области
предпочтение отдавалось культуре страны, романской или Византийской, в зависимости
от длительности экономических взаимоотношений. Значимыми памятниками романского
стиля можно назвать комплексный ансамбль в городке Пиза: пятинефный собор,
баптистерий (крестильня), наклонная колокольня (знаменитая Пизанская башня),
кладбище Камио-Сато.
В германии, особое место при строительстве соборов в романском стиле, занимали города расположенные на Рейне. Это императорские города -
Майнц, Шпейер, Вормс. Соборы здесь состоят из кубических объемов, тяжелых башен, динамичных силуэтов. Вормский собор построен из песчаника
серо-желтого цвета, по сравнению с французскими храмами, отличается
монолитностью форм.
Зодчие Испании развивали в большей части французское направление в романском стиле , ярким примером служит собор г. Саламанка, отличающийся простотой в композиции.
Англия сочетала местные традиции архитектуры деревянных построек с влиянием школы романтизма, преимущество отдавалось миниатюре.
Древняя Русь переняла пластику романской архитектуры и основные черты стиля, особенно яркое влияние, наблюдается у мастеров Владимиро-Суздальской
зодческой школы.