Романский стиль
Само понятие «романский стиль» появилось в XIX веке, благодаря Арсиссу де Комон, который увидел связь архитектуры Древнего Рима, стран Ближнего Востока и Византии, с архитектурой XI—XII веков. Романский стиль свойственен, в большей части постройкам, религиозной тематики, это и монастыри, храмы, церковные комплексы.

 


Основными элементами стиля являются скульптуры, плоский рельеф, который в позднем периоде романского стиля становится выше, более насыщен эффектом световых теней, но органическая связь со стенами сохраняется.

 

Постройки этого периода (крепость-храм, крепость-замок) располагаются на возвышенностях и гармонируют с природой местности. Компактная форма,
ясный силуэт повторяют естественный рельеф. Используют камень, как строительный материал, где идет возведение храма или монастыря, который
хорошо сочетается с природой и почвой местности. Здания имеют, как отличительную черту, массивные стены и высокие башни, а проемы для окон
– узкие.

 


Стены, помимо своей массивности, делали округлыми или крестово-реберные, храмы с такими стенами стали называться базиликами. Возле базилик возводили колокольни, которые использовались для наблюдений и охраны территории монастыря или храма. В период позднего периода романского стиля, дозорные башни (колокольни), стали примыкать к стенам церкви, и увеличивалось их количество.

 

 


Спокойный декор, чувство гармонии, присущий архитектуре романского периода, придавал религиозным постройкам особенную значимость. Фасады
зданий украшали с помощью нанесения орнамента, как правило, отражающий тематику фауны или флоры, или просто геометрический. Позже появляются роскошные украшения над полукруглыми арками окон и входных дверей, получившие название – роза.

 

 


Скульптурой украшались всевозможные колонны, саркофаги, порталы храмов. Быстрыми темпами набирала популярность живопись на потолках и стенах монастырей и храмов, появляются новые элементы искусства декорации это и чеканка, и литье, и резьба по кости, ювелирное искусство.
Романский стиль плавно набирал популярность в Европе. Во Франции, например, романский стиль отличался монументальностью композиций, разнообразием скульптурного декора, яркими «представителями» стиля являются церкви: Клюни г. Тулуз, Нотр-Дам в г. Пуатье, в Канне – Ла-Трините.

Храмы стали строить по, так называемым, римским правилам "Modo Romano", хотя в архитектуре Италии, не наблюдалось единство стиля. Страна, сама по себе, значительно раздроблена, поэтому в каждой области предпочтение отдавалось культуре страны, романской или Византийской, в зависимости от длительности экономических взаимоотношений. Значимыми памятниками романского стиля можно назвать комплексный ансамбль в городке Пиза: пятинефный собор, баптистерий (крестильня), наклонная колокольня (знаменитая Пизанская башня), кладбище Камио-Сато.
В германии, особое место при строительстве соборов в романском стиле, занимали города расположенные на Рейне. Это императорские города -
Майнц, Шпейер, Вормс. Соборы здесь состоят из кубических объемов, тяжелых башен, динамичных силуэтов. Вормский собор построен из песчаника серо-желтого цвета, по сравнению с французскими храмами, отличается монолитностью форм.

 

 


 


Зодчие Испании развивали в большей части французское направление в романском стиле , ярким примером служит собор г. Саламанка, отличающийся простотой в композиции.

 

 

Англия сочетала местные традиции архитектуры деревянных построек с влиянием школы романтизма, преимущество отдавалось миниатюре.
Древняя Русь переняла пластику романской архитектуры и основные черты стиля, особенно яркое влияние, наблюдается у мастеров Владимиро-Суздальской зодческой школы.