Во мгле печальной, гроб качается хрустальный, и в хрустальном гробе том спит... вождь мирового пролетариата. Именно сказкой о мертвой царевне бредил создатель хрустального саркофага Константин Мельников.
Проект великого советского архитектора победил на конкурсе, однако его конструктивное решение посчитали слишком трудным для осуществления. Молодой архитектор быстро смог отвлечься от первого варианта и всего за месяц набросал и представил 8 новых проектов. Один из них, за номером пять, был утвержден и завизирован всеми членами Комиссии по увековечиванию памяти В.И. Ленина.
Авторская идея заключалась в создании удлиненной пирамиды, срезанной двумя противоположно наклонными внутрь плоскостями так, чтобы образовывалась горизонтальная диагональ. Полученный кристалл, оснащенный подсветкой, скрытой в бронзовом колпаке, получал поистине сказочную игру света.
Но для придания законченного облика, к этим природным гигантам был приложен поистине титанический труд столяров. Они работали, в изнеможении падая в груды стружек, затем вставали и снова продолжали работу.
При такой напряженной работе не обошлось и без оплошностей. Так сам архитектор, умудрился написать на чертежах для стекольной мастерской, что все размеры должны быть уменьшены на...10 сантиметров вместо 10 мм. Видимо сказались бессонные ночи. Владелец мастерской побоялся перечить автору, а остальные проверяющие просто не заметили опечатку. Чтобы исправить ошибку срочно были вынуты и привезены огромные зеркальные витрины из ресторана "Яр", из которых и производилась сборка "хрустального гроба".
Комиссия по увековечиванию памяти вождя относились к Мельникову, как исполнителю ответственного поручения, на удивление лояльно. В своих воспоминаниях Константин Степанович описывал, как заснул от переутомления в токарном цехе завод бр. Бромлей, где должен был со всей Комиссией принимать бронзовую раму. Сквозь сон он отчетливо слышал их снисходительное: " пусть поспит, мы подождем".
Созданная конструкция мыслилась на века, однако уже после завершения работ специалисты по древесине не были уверены, что дубовый постамент не испортится через год-два. Через три месяца после открытия вдруг треснули и стекла. Мельников тщательно осмотрев конструкцию нашел причину: слишком сильный перегрев от внутренней подсветки, не запланированной изначально. Отреставрированный саркофаг радовал глаз посетителей Мавзолея еще двадцать лет вплоть до окончания Великой Отечественной войны.