Дворец Гуэля – метафорическое произведение Гауди
Дворец Гуэля в Барселоне – творение архитектора Антонио Гауди, созданное по заказу его покровителя и друга, землевладельца и промышленника Эусебио Гуэля. Он был сыном человека, выбившившегося из низов и ставшего одним из самых богатых в городе. Гуэль являлся чрезвычайно образованным человеком, меценатом, игравшим большую роль в местной культурной жизни. Он сам также был живописцем и акварелистом.


Работу над проектом дворца Гауди начал осенью 1885 года. Месторасположение здания в непрестижном районе было связано с наследованием Эусебио Гуэлем от своего отца дома на бульваре Рамбла. Гуэль решил построить новый городской особняк, связанный крытым переходом с семейным старым домом.

Общая концепция особняка

Это здание – не просто дворец, однако еще и метафора возвышения, которая напоминает об экономическом и социальном восхождении самого владельца: из мрачного подземелья к праздничному буйству красок. Нижний этаж, отличающийся мрачностью отделки, ярко контрастирует с причудливостью форм труб и богатством цветовой палитры на верхней террасе.


Уникальность въезда дворца

Получившееся в итоге четырехэтажное здание монументально и практически лишено декора. Его фасад облицован серыми мраморными плитами (материал добыт в районе Гарраф, в угодьях Гуэля). Въезд, который образуют параболические арки, закрывают массивные кованые ворота. На них в ажурной вязи рисунка переплетаются инициалы заказчика.

В целом въезд получился патриотичный – Гауди между воротами поместил двухметровый кованый фонарь, представляющий собой полосатый герб Каталонии, увенчанный шлемом с орлом. Есть предположение, что эта скульптура – изображение гнезда молодого орла, расправляющего крылья (символа Каталонии), что в то время было очень смелым ходом в существовавшей политической обстановке. Герб выковал мастер-кузнец Жоан Оньос – помощник Гауди.

 

 


Фантасмагория кровли здания

Фасад к верхним этажам приобретает большую лаконичность, но терраса на крыше и завершающие здание фронтоны производят сильное впечатление. На кровле находится фантастический сад из 20 разноцветных башенок конической формы – вентиляционных шахт и печных труб. Эти футуристические трубы – настоящий символ дворца Гуэля.

Завершения труб у Гауди приняли образ диковинных красочных изваяний, которые частично облицованы осколками керамической плитки, где-то природным камнем или обожженным кирпичом. Этот прием мастер неоднократно впоследствии применял в других своих зданиях.


Суровость нижних этажей

Цокольный (подвальный) этаж воспринимается, как очень древний лабиринт. Перекрытия представляют собой уплощенные своды, поддерживаемые мощными столбами. Эти массивные колоны – единственные опоры в доме, сделанные из обычного необлицованного кирпича, а не из известняка. Подвал дворца Гуэля является одним из немногих помещений, стены которых он решил оставить оголенными. В период Гражданской войны подвал использовался в качестве камеры пыток.

Особенности интерьера

Интерьер дворца также совершенно необычный. Внутреннее оформление здания включает в себя 127 колон из известняка, каждая из которых отличается от других. Комнаты декорированы замысловатыми металлическими конструкциями. Деревянные элементы интерьера инкрустированы фрагментами из слоновой кости, черного дерева, черепахового панциря. По-разному воспринимаются декоративные орнаменты по различным породам древесины. Одно помещение было оформлено буком, другое – облицовано эвкалиптом. Потолки в двух гостиных украшает резной рисунок по дереву, балки декорированы серебряными и золотыми листьями.


Строительство было завершено в 1888 году, однако на протяжении еще двух лет Гауди вносил в здание корректировки и исправления.