Вокзалы Будапешта
Венгерская столица Будапешт – обладатель трех вокзалов. Дели (Южного), Ньюгати (Западного) и Келети (Восточного). Архитектура и история первого из них нечего интересного не предоставляют – безличная коробка этого вокзала, наподобие Курского вокзала в Москве, была выстроена по проекту Дьёрдя Ковари в 1968-1975 годах. Примечателен он лишь тем, что с него без малого за два часа можно добраться поездом до венгерской достопримечательности – озера Балатон и родного города великого Имре Кальме – Шифона.
 

А вот о двух других вокзалах стоит поговорить подробней. Келети (или как его еще иногда называют – Дворец науки и промышленности) построен не раньше других, но выглядит более торжественно. Его фасад украшают статуи Джорджа Стефенсона и Джеймса Уатта. А гигантскую арку венчает аллегория в духе греческих богов, в центре которой расположена крылатая Ника, прижимающая к себе внушительных размеров шестеренку, как символ безоговорочной победы технического прогресса.
 

Строилось это прекрасное сооружение в 1881-1884 годах по проекту двух выпускников Венского политехнического института Дьюлы Рохлица и Яноша Фекетехази в стиле «неоренессанса», а в его оформлении участвовали признанные мастера своего дела, такие известные художники и скульпторы как Карой Лотц, Лайош Стробли, Дьюла Безереди. Достаточно сказать, что работы Лотца украшают здания Венгерского национального и этнографического музеев, Венгерского парламента и другие сооружения Будапешта, в честь него названы улицы венгерских городов и выпущены почтовые марки. А Фекетехази является автором самого красивого в Будапеште моста – Сабадгаш (в переводе на русский – мост Свободы), построенного в 1894-1896 годах. Это третий мост через Дунай в Будапеште, но в отличие от других он «чисто венгерский», в его проектировании и строительстве не принимали участие иностранцы.
 

Возвращаясь к вокзалу Келети, стоит отметить, что его фасад выходит на площадь, которая названа в честь министра путей сообщения Австро-Венгрии в 1886-1892 годах Габора Бароша. На вокзал приходят поезда из Австрии, Германии, Италии, России, Турции, Польши и других стран Восточной Европы. На нем делает остановку знаменитый Ориент-экспресс.
 
На момент открытия он считался самым современным железнодорожным вокзалом в Европе. Хотя и сейчас он вполне комфортен для пассажиров – в нем имеется несколько баров и киосков с едой, вокруг него расположены разнообразные закусочные и кафе, а в радиусе километра несколько гостиниц. Вокзал Ньюгати самый старый в Будапеште, он строился в 1874-1877 годах по проекту Гюстава Эйфеля на месте станции первой венгерской дороги Будапешт-Вац (поезда по ней пошли в 1846 году) и какое-то время был главной транспортной артерией города.
 

Его главной достопримечательностью считается огромный стеклянный фасад, выходящий на привокзальную площадь и один из самых шикарных в Европе «Макдональдс». Сегодня вокзал обслуживает только пригородные поезда.