Жемчужина Монреаля
Кафедральный собор в Монреале, пригороде Палермо, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, примечателен не только сам по себе, но большим внутренним двором. Внутренний двор или клуатр был возведен в находившемся здесь раньше бенедиктинском монастыре по указу Вильгельма II Доброго.



Само слово "клуатр" означает прямоугольный дворик или сад при монастыре или соборе, окруженный крытой обходной галереей. Крыша таких галерей, обычно поддерживалась колоннадой. Клуатр собора в Монреале превосходит аналогичные постройки в Палермо как по красоте, так и по величине. По форме клуатр бывшего бенедиктинского монастыря образует правильный квадрат со стороной 47 метров. Архитектура клуатра являет собой образец к уникальной арабо-норманнского стиля, сформировавшегося под влиянием завоевателей Сицилии, сначала арабов, захвативших остров в 9-м веке, а затем норманнов, разбивших полунезависимый местный эмират в 11 веке.


Еще Ги де Мопассан писал, что любой неспешно прошедшийся по этому старинному двору наверняка забудет все другие, когда либо виденные монастырские дворики. Клуатр словно создан, чтобы для размышлений и отдыха во время прогулки межу длинными рядами  колонн. Колоннада состоит из 104 пар колонн с резными капителями, поддерживающими стрельчатые арки. Многие считают колонны арабскими, но профессор Роберто Сальвини, после их длительного изучения в шестидесятых годах, заключил, что над ними трудилась группа из пяти мастеров, происходивших, скорее всего с юга Франции, возможно из Прованса.

 

 

 

Монастырский сад, окруженный тонкими колоннами, словно стволами деревьев, полон тихой грусти и изящества.


Среди колонн трудно найти одинаковые. Сделанные из лавы и различных видов ценных камней одни из них покрыты резьбой, другие инкрустированы мрамором, резным деревом или покрыты мозаикой. Стволы колонн  украшены растительными и геометрическими орнаментами. Капители, то есть венчающая часть колонн, можно рассматривать часами. На них встречаются изображения фантастических животных, птиц, людей. Переходя от колонны к колонне можно вспоминать и библейские сюжеты из Ветхого завета (Самсон, раздирающий пасть льву), а также сцены Нового завета, среди которых жизнь и чудеса Иисуса Христа, притча о Богаче и Лазаре, деяния апостолов Петра и Павла,  Благовещение Пресвятой  Богородицы. Рассматривая рельефы можно среди них найти и напоминавшие средневековому человеку о роящихся рядом с ним демонах. Есть на капителях колонн изображения сцен из повседневной жизни - охота, сбор урожая, рыцарские поединки, встречаются и языческие сюжеты, хорошо знакомые мастерам -резчикам (например, поклонение Митре). Одно из значительных изображений - это изображение заказчика - Вильгельма II, преподносящего собор Пресвятой Богородице. Большинство рельефов сильно отличаются не только по сюжетам, но и по стилю выполнения. Мозаичные украшения колонн выглядят рядом с резными несколько проще, зато искрятся на ярком солнце золотыми пластинами.



Имеется во дворике и арабский фонтан, несущий приятную прохладу жарким днем тем, кто утомился любоваться этим живописным местом. В целом клуатр бывшего бенедиктинского монастыря, расположенный рядом с собором Благовещения в Монреале поражает и чарует взгляд даже избалованного туриста. Это место удивительного эстетического наслаждения от великолепия всего ансамбля в целом и художественного совершенства

каждой детали по отдельности.